Оценка строительного бизнеса

Рост в больших городах масштабов строительства привел в результате к резкому увеличению числа компаний, занятых строительным бизнесом. Естественно, что за этим последовал активный процесс купли и продажи отдельных фирм, так как любой бизнес – это, прежде всего, непрерывное движение капитала.

Процедура передачи прав собственности на компанию другому лицу неизбежно сопровождается вопросом о справедливой и адекватной денежной компенсации бывшему владельцу. Впрочем, со стороны покупателя так же существует определенный риск переплатить. Исходя из того, что каждая сторона сделки преследует собственные интересы, необходим разумный подход. Лучший выход заключается в совершении сделки в условиях открытого, конкурентного рынка, обеспечивающего формирование реальной цены близкой к рыночной стоимости представленной компании.

Оценка строительного бизнеса

При оценке стоимости строительного бизнеса необходимо учитывать ряд особенностей. В основе любой оценки лежат три метода : сравнительный, затратный и доходный. Далее важность того или иного метода корректируется в зависимости от типа оцениваемого бизнеса. Так при определении его стоимости, если деятельность лежит в сфере предоставления услуг, затратный способ неэффективен. Строительная компания –бизнес как раз такого типа. Здесь особую ценность приобретает позиция фирмы на рынке. Чем она выше и прочнее, тем больше возможностей у компании заключать выгодные строительные контракты. Если они регулярные, особенно на возведение значимых крупных объектов, то влекут за собой рост прибыли. Именно эти факторы в итоге оказывают влияние на конечную рыночную стоимость компании. Если же отталкиваться при оценке от стоимости активов, что предполагает использование затратного подхода, то можно получить не совсем верную информацию. Так как стоимость активов обычно не слишком высока, в результате оценки компания получает заниженную цену. И лишь в предбанкротной ситуации, когда неясны перспективы компании в получении новых подрядов, закономерно применение затратного метода.

Поэтому лучшим методом оценки для строительного бизнеса считается доходный, опирающийся на ретроспективные и прогностические сведения о доходах (расходах) компании. Как правило, в расчет берутся данные за определенный временной отрезок. Для ретроспективы этот период составляет не меньше трех лет, а для прогноза – не меньше двух лет. Этой информации достаточно, чтобы проанализировать и предположить дальнейшие перспективы компании. К примеру, строительная компания, как бизнес, стабильно приносящий доход на протяжении пяти лет и имеющий чистую прибыль в размере 30 процентов в год, что позволяет спрогнозировать примерные цифры доходности как минимум на ближайшие два года. Подобный мониторинг лежит в основе определения рыночной стоимости предприятий, связанных с оказанием и предоставлением услуг, в том числе и в сфере строительства.

Помимо доходного способа, неплохие результаты дает и сравнительный метод оценки. Минусов такого подхода является сложность получения достоверной и объективной информации о продажах схожих компаний. Участники сделок не любят афишировать цены, сведения остаются недоступными для широкого круга. И даже на рынках ценных бумаг порой невозможно добыть данные о продажах, так как акции строительных компаний не имеют здесь обращения.

В итоге единственным надежным способом при оценке строительных компаний остается доходный метод.

Ссылка на основную публикацию